Положение об учебном кабинете
- УТВЕРЖДЕНО
- и введено в действие приказом
- _________________________
- от «__»_____________ 201_ г.
- _____________/____________
Положение об учебном кабинете
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в ОУ.
1.2. Учебный кабинет — это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.
1.3. Учащиеся I ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
1.4. Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью
-
1.5. Правила пользования учебным кабинетом:
- Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий;
- Обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя;
- Кабинет должен проветриваться каждую перемену;
- Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
1.6. Учебные кабинеты функционируют с учетом специфики общеобразовательного учреждения в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к организации образовательного процесса.
1.7. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.
2. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом -лабораторией.
2.1. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется на основании приказа директора школы в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом.
2.2. Заведующий предметным кабинетом-лабораторией обязан:
-
анализировать состояние учебно-материального оснащения кабинета не реже чем раз в год;
-
планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение кабинета необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным нормативам;
-
составлять план развития и работы кабинета на текущий учебный год и следить за его выполнением;
-
содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к предметному кабинету;
-
принимать меры по обеспечению кабинета материалами и необходимой учебно-методической документацией, инструкциями и т. д.;
-
вести учет имеющегося оборудования в кабинете (лаборатории);
-
обеспечивать сохранность имущества кабинета и надлежащий уход за ним;
-
обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил поведения обучающихся и преподавателей в кабинете, проводить и учитывать соответствующие инструктажи с обучающимися с последующими отметками в журнале;
-
организовывать внеаудиторную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия и др.), отражать ее в расписании работы кабинета ;
-
способствовать созданию банка творческих работ обучающихся в учебном кабинете.
3. Организация деятельности учителя-предметника в учебном кабинете.
3.1. Общие требования к учебному кабинету.
3.1.1 В учебном кабинете должна находиться следующая законодательная и нормативная документация:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях;
• Государственный образовательный стандарт по предметам по профилю кабинета;
• Правила поведения для обучающихся;
• Положение о поощрениях и взысканиях для обучающихся;
• Паспорт кабинета, содержащий:
— договор о полной материальной ответственности (при необходимости);
— перечень мебели;
— перечень технических средств обучения;
— перечень оборудования, приспособлений и инструментов;
— перечень дидактических материалов;
— каталог библиотеки кабинета;
— акт-разрешение на проведение занятий;
— инструкции по охране труда;
— инструкции по технике безопасности;
— график работы кабинета (на триместр, четверть);
— ведомость приемки кабинета.
3.1.2. В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен:
-
рабочим местом преподавателя и обучающихся;
-
мебелью, соответствующей требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;
-
классной доской, указкой и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем;
-
аудиовизуальными средствами обучения (при необходимости);
-
приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ (при необходимости);
-
предметными стендами;
-
государственной символикой.
3.1.3. Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (отделочным материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям пожарной безопасности ППБ 01-03.
3.1.4. Учебный кабинет должен быть обеспечен аптечкой для оказания доврачебной помощи.
3.1.5. Предметный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям по охране труда, предъявляемым к учебным помещениям.
3.1.6. В кабинете должны быть в наличии:
-
график проветривания;
-
аптечка с перечнем медикаментов (при необходимости);
-
инструкции по охране труда (при необходимости);
-
журнал инструктажа обучающихся по охране труда (при необходимости).
3.2. Общие требования к оформлению учебного кабинета.
3.2.1. Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов.
Оформление кабинета:
-
Оптимальность организации пространства кабинета:
-
места педагога,
-
ученических мест,
-
Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
-
рекомендации по выполнению домашних работ,
-
рекомендации по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен)
-
3.2.2. При проектировании кабинета должны быть соблюдены следующие принципы дизайна:
-
комплексность проектирования, которая предполагает одновременное решение органического сочетания инженерного, экономического и художественного конструирования;
-
функциональность учебно-наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;
-
эстетическая выразительность, целесообразность предметных форм, пропорциональность, масштабность, гармоничность всего имеющегося в кабинете;
-
учет окружающей среды и конкретных условий;
-
единство формы и содержания;
-
информационная выразительность всех элементов и интерьеров;
3.2.3. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у обучающихся:
• современной картины мира;
• общеучебных умений и навыков;
• обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;
• потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;
• ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;
• теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитанию обучающихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.
3.3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
3.3.1. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой.
3.3.2. В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования);
образцы контрольно-измерительных материалов (КИМ) для определения усвоения требований образовательного стандарта.
3.3.3. Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.
3.3.4. На стендах в учебном кабинете должны быть размещены:
• требования образовательного стандарта по профилю кабинета;
• требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;
• варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;
• рекомендации по организации и выполнению домашних заданий;
• рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;
• требования техники безопасности.
3.3.5. В кабинете должны быть в наличии:
-
тематические разработки занятий;
-
дидактический и раздаточный материал;
-
материалы для организации контроля знаний и самостоятельной работы обучающихся;
-
демонстрационные материалы;
-
творческие работы обучающихся (рефераты, проекты, модели, рисунки) (при необходимости);
-
учебно-методическая и справочная литература по дисциплине;
-
библиографическая картотека по дисциплине;
-
картотека дидактических материалов;
-
оборудование и методические разработки для проведения лабораторного практикума (для лабораторий).
Приложение
Дизайн и эргономика оборудования кабинета.
Создавая кабинет, нужно ориентироваться на соответствие каждого предмета в нем современным требованиям, добиваться, чтобы оборудование в целом и каждый его элемент имели прогрессивные технические, эксплуатационные и потребительские свойства, высокие показатели надежности, долговечности и вместе с тем обладали технологичностью, отвечали техническим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам.
Процесс обучения прямо зависит от его технической (методической, дидактической) оснащенности, по этому создание полноценной многоплановой базы является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса.
В кабинете не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание обучающихся, излишнего украшательства. Необходимо, чтобы он удовлетворял требованиям производственной эстетики, выглядел строго, но красиво и уютно, чтобы у обучающихся, занимающихся в нем, создавалось хорошее рабочее настроение. Сущность изучаемой дисциплины должна отражаться соответствующим настенным оформлением и содержанием профессиональной подготовки.
Кабинет должен иметь дидактическую направленность оборудования, методические фонды, дидактические обучающие комплекты, обеспечивающие профессиональную направленность преподавания.
Создание специализированного кабинета является длительным процессом. Главное здесь - обеспечить этапность работы по разным направлениям одновременно.
Кабинет должен быть оформлен и оснащен так, чтобы обучающиеся имели возможность оперативного и постоянного общения с большим количеством дидактических материалов как структурных составляющих сценария конкретного учебного занятия. Это стимулирует интерес к дисциплине, активизирует мыслительную деятельность, развивает самостоятельность и ворческое мышление обучающихся.
В кабинете весьма желателен программированный комплекс (любой конструкции и системы), т.к. с его помощью возможна оперативная обработка выданной обучающимся информации и без потерь времени установление обратной связи с любым рабочим местом обучающихся в кабинете. С его помощью осуществляется индивидуальный и фронтальный контроль знаний обучающихся, организовываются разные формы самостоятельной работы с учебной, специальной литературой, справочниками, стандартами.
Все учебно-наглядные пособия нужно систематизировать и хранить в специальных секционных шкафах, а плакаты - в плакатницах. Каждая группа наглядных пособий должна находиться в определенной секции, которые располагаются в порядке программного материала дисциплины. На имеющиеся диски составляют каталоги. Каждый диск должен находиться строго в своем месте секционного методического шкафа препараторской, тогда время на их поиск не требуется.
Преподаватель должен иметь под рукой все, что необходимо для подготовки очередного занятия: учебные программы, учебники, методические пособия, задачники, стандарты, справочники, журналы, специальную и научную литературу. Таким образом, учебный кабинет должен обеспечить максимальную экономию времени, связанную с затратами на подготовку к занятию. В кабинете все должно иметь свое место. Все пособия систематизированы, рационально размещены, скомплектованы по служебному назначению, функциональным признакам.
Приложение
к Положению об учебном кабинете
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
______________ № ______
- Ответственный за кабинет:
- учитель________________
- класс__________________
- Общая площадь-_________
- Количество
- посадочных мест-________
- Наличие лаборантской____
Содержание:
- План-размещение кабинета.
- Основные требования к кабинету.
- Положение об учебном кабинете.
- Правила пользования кабинетом.
- Акт готовности кабинета к учебному году.
- Оценка состояния кабинета.
- Анализ работы кабинета за истекший год.
- Задачи работы на текущий год.
- План работы кабинета на текущий учебный год.
- График работы кабинета (с учетом индивидуальных занятий, классных часов и т.д.)
-
Журнал регистрации инструктажа с обучающимися
-
(для кабинетов физики, химии, технологии, информатики, физической культуры, биологии, ОБЖ, ИЗО)
-
Инвентарная ведомость.
-
13. Наименование электронных образовательных
- изданий (если имеются).
- 14. Наименование печатных изданий.
-
15. Оборудование к лабораторным и демонстрационным работам (если имеются).
План работы кабинета на ___________ учебный год
Титульный лист (план работы утверждается директором ОУ)
Анализ, за предыдущий год
Цель и задачи на 201_-201_ учебный год